Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений ДО

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин  и условий распространения преступности среди несовершеннолетних. Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Государственной Думой 21 мая 1999 года.

Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией РФ и общепринятыми нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

К основным функциям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

  • индивидуальная профилактическая работа по реабилитации и адаптации несовершеннолетних;
  • общая профилактика (охватывает всех обучающихся ОУ);
  • применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательство РФ;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Цели и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. 

Существует система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органы внутренних дел;
  • органы службы занятости;
  • органы управления и учреждения социальной защиты населения;
  • органы управления образованием и учреждения образования;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы и учреждения по делам молодежи;

Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в дошкольном образовательном учреждении

«Главное в правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес». Д.А.Медведев.

«Закон — это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности».

Человеческое достоинство — это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы.

В раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Права ребѐнка закреплены и в других международных и российских нормативных документах: Конституция РФ, Закон «Об образовании» РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.

Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личности.

При формировании правосознания ребенка, для облегчения его социализации: вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой привычки (потребности) в получении жизненно необходимых знаний ДОУ решает следующие задачи:

  • просветительская (оформление информационного стенда, выступления на родительских собраниях и др.);
  • консультативная (оказание помощи семье по вопросам правового воспитания);
  • практическая (анкетирование, организация совместных выставок, привлечение родителей для участия в деятельности ДОУ, моделирование и анализ ситуаций, беседы по правовому воспитанию старших дошкольников и др.) 

Условия для успешной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений:

  • Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
  • Достаточная материальная база и научно-методическое обеспечение.
  • Принятие и понимание педагогом личности ребенка. 

Используемые методы обучения при работе с детьми:

  • Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).
  • Моделирование и анализ ситуации.
  • Импровизации.
  • Тематическое рисование.
  • Беседы.
  • Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка.
  • Использование технических средств.
  • Творческие задания с применением образца.
  • Использование произведений искусства.
  • Использование наглядных пособий. Театрализации.
  • Внесение и обыгрывание игрушки.
  • Дидактические игры ( н – р, «Я имею право», «Я не должен», «Помоги себе сам», «Колобок» и др.)

Роль воспитателя в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
  • оценка его деятельности и поведения;
  • разъяснение различий между правами и обязанностями;
  • формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
  • побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями других людей. 


Воспитание гармонично развитой личности — задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых - научить ребенка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему.

Правила позитивного общения с ребёнком.

  • Безусловно принимайте и уважайте ребёнка.
  • Если вы рассержены на ребёнка, нужно выражать своё недовольство. Но не ребёнком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие ребёнка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогайте, когда он просит. Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.

Советы родителям.

  • Ребёнок ни в чм не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
  • Ребёнок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях ребёнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребёнке. В то лучшее, что в нм ещ будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах. 

Ребёнок учится тому, чему его учит жизнь.

  • Если ребёнок живёт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
  • Если к ребёнку относятся враждебно, он учится драться. Если ребёнка высмеивают, он учится быть застенчивым.
  • Если ребёнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребёнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
  • Если ребёнка поощряют, он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка хвалят, он учится благодарности.
  • Если к ребёнку относятся честно, он учится справедливости.
  • Если ребёнок растёт в безопасности, он учится доверять.
  • Если к ребёнку относятся с одобрением, он учится любить себя. 

Семь правил для взрослых.

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за вс сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счёт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений в ДО